Дельфинов можно изучать по-разному)
В середине XX века антропоморфизм получил новое развитие, которое было обусловлено началом обширных исследований морских млекопитающих. Самым ярким представителем этого направления стал Д. Лилли (1961). Он занимался проблемами поведения дельфинов по заказу Военно-морских сил США. Этот исследователь пытался установить контакт с дельфинами для дальнейшего использования их в военных целях. Д. Лилли считал, что дельфины столь же разумны, как и человек,
а научить их разговаривать человеческим языком вообще не проблема. По сути дела, он умудрился убедить военных, что дельфины — это второй разумный вид на планете Земля. Д. Лилли писал: "Возможно, что весь накопленный опыт передается у дельфинов примерно так же, как передавались знания у примитивных человеческих племен, — через длинные народные сказания и легенды, передаваемые изустно от одного поколения к другому, которое в свою очередь запоминало их и передавало дальше."
дальше - смешнееПо мнению Д. Лилли для установления языкового контакта с дельфинами была необходима только современная техника и время. Он провел довольно простые, но многочисленные опыты по обучению дельфинов и изучению электрофизиологии их мозга. Имея самые ограниченные представления об анатомии, строении их мозга и особенностях эволюции китообразных, Д. Лилли пытался заставить дельфинов выговаривать английские фразы. Его вера в сходство психологии человека и дельфинов была столь велика, что он писал: "Когда я сказал: «Three hundred and twenty-three feet on the tape», дельфин повторил: «Three hundred and twenty-three». Конечно, воспроизвел он эти слова весьма примитивно, но вполне отчетливо. Кроме того, он чрезвычайно отчетливо воспроизводил наш смех." Надо учитывать, что такой ортодоксальный антропоморфизм явление довольно редкое даже для США.
После описанных попыток обучить дельфинов говорить начался новый этап научного антропоморфизма в исследовании морских млекопитающих. Был предложен язык жестов, который рассматривался как аналог обычного языка. Отдельные жесты интерпретировались как слова, а их комбинации — как предложения. Жесто-знаковая форма общения с дельфинами и морскими львами привела к созданию "лингвистической" гипотезы мышления у животных. Эта модель существует до настоящего времени. Недостатки прямого переноса языкового мышления человека на дельфинов уже неоднократно обсуждались, но дискуссия не завершена до настоящего времени (Schusterman, Gisiner, 1989)."http://spbcomp24.narod.ru/txt.zoo1.htmДостоверные же исследования интеллекта дельфинов по рунету собрать сложнее. Тем не менее нашлась ну очень подробная статья, прямо глава учебника.
http://chudomir.com/archives/101 Хотя там есть в подаче информации повторы, а списка литературы не было.
И все же свидетельств в пользу интеллекта морских братьев больше. Например, Лаела Сэй из университета Северной Каролины вместе с коллегами из других университетов подметили, что дельфины называют друг друга по именам. А знакомясь, представляются. Понимают обращения, как слова, а не просто как сигналы от сородичей. Могут определить, кто есть кто без всякой связи с узнаванием голоса собеседника.
читать дальше
Экспериментируя с дельфинами-бутылконосами у берегов Флориды, ученые транслировали им синтезированные обращения — обезличенные. Больше половины дельфины поворачивались, услышав, что окликнули именно их. Более того, слушая «беседы», ученые обнаружили, что два дельфина могут говорить о третьем, называя его по имени.
Выяснились и другие подробности. Если верить ученым, высоко ценящим разум наших морских братьев, то в речи дельфинов есть, как минимум, шесть уровней организации: звук, слог, слово, простая фраза, сложная фраза, абзац.http://chudomir.com/archives/101ну и на закуску - песня дельфинов